19 февраля 2021 года
Группа 311
Предмет :"Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей"
Тема занятия :"Определение технического состояния генератора"
12. Порядок проверки технического состояния генератора.
Генератор можно проверять мотор-тестером, оборудованным осциллографом, или отдельным осциллографом, а также непосредственно на автомобиле.
Проверка на стенде позволяет определять исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца - чистыми.
Для проверки следует установить генератор на стенд и выполнить соединения так, как показано на рис. 8.5. Включить электродвигатель стенда реостатом, установить на выходе генератора напряжение 13 В и довести частоту вращения ротора до 5000 об/мин. Дать генератору поработать в этом режиме не менее 10 мин, а затем измерить силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А. Если измеренная сила тока отдачи меньше, это свидетельствует о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении вентилей. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности.
Напряжение на выходе генератора проверяют при частоте вращения ротора 5000 об/мин. Реостатом следует установить ток отдачи силой 15 А и измерить напряжение на выходе генератора, которое должно быть (14,1±0,5) В при температуре окружающего воздуха и генератора 15…35 °С. Когда напряжение не укладывается в указанные пределы, необходимо заменить регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторить проверку. Если напряжение окажется нормальным, значит, старый регулятор напряжения поврежден и его необходимо заменить. В случае если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, следует проверить обмотки и вентили генератора.
Проверка генератора и реле-регулятора на автомобиле
Проверка обмотки возбуждения ротора. Обмотку возбуждения ротора можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, а сняв только регулятор напряжения вместе с щеткодержателем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверяют, нет ли обрыва в обмотке возбуждения и не замыкает ли она на корпус.
Проверка статора. Статор проверяют отдельно, после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от вентилей выпрямителя. В первую очередь проверяют омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на корпус.
Изоляция проводов обмотки не должна иметь следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямителя. Статор с такой поврежденной обмоткой следует заменить. Затем проверяют специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.
Проверка вентилей выпрямительного блока. В выпрямительном блоке находятся три положительных и три отрицательных вентиля. Положительные вентили запрессованы в пластину выпрямительного блока, соединенную с выводом «30» генератора. Отрицательные вентили имеют на корпусе «минус» выпрямленного тока и запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, соединенную с корпусом.
Исправный вентиль пропускает ток только в одном направлении, неисправный может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) или пропускать его в обоих направлениях (короткое замыкание). В случае повреждения одного из вентилей выпрямителей необходимо заменить целиком выпрямительный блок.
Короткое замыкание вентилей можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора. Проверка производится омметром или с помощью лампы (1. .3 Вт) и аккумуляторной батареи.
Сначала проверяют, нет ли замыкания одновременно в положительных и отрицательных вентилях. Для этого «плюс» батареи через лампу подсоединяют к зажиму «30» генератора, а «минус» - к корпусу генератора. Если лампа горит, то и отрицательные, и положительные вентили имеют короткое замыкание.
Проверить короткое замыкание отрицательных вентилей можно, отсоединив лампу от «плюса» батареи и присоединив ее к штекеру нулевого провода обмотки статора, а «минус» батареи - к корпусу генератора. Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких отрицательных вентилях. Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем короткое замыкание вентилей.
Для проверки короткого замыкания в положительных вентилях «плюс» батареи через лампу соединяют с зажимом «30» генератора, а «минус» батареи - со штекером вывода нулевой точки обмотки статора. Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких положительных вентилей.
Обрыв в вентилях без разборки генератора можно обнаружить только косвенно при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20...30 %) силы тока отдачи по сравнению с номинальным. Если обмотки генератора исправны, а в вентилях нет короткого замыкания, то причиной уменьшения тока отдачи является обрыв в вентилях.
Проверка дополнительных диодов генератора. Короткое замыкание дополнительных диодов можно проверить без снятия и разборки генератора. Так же, как и при проверке вентилей выпрямительного блока, при этом необходимо отсоединить провода от аккумуляторной батареи и генератора и провод от вывода «В» регулятора напряжения.
«Плюс» батареи через лампу (1...3 Вт, 12 В) присоединяют к выводу «61» генератора, а «минус» - к одному из винтов крепления выпрями тельного блока. Если лампа загорится, то в каком-то из дополнительных диодов имеется короткое замыкание. Найти поврежденный диод можно, только сняв выпрямительный блок и проверив каждый диод в отдельности.
Обрыв в дополнительных диодах можно обнаружить осциллографом по искажению кривой напряжения на штекере «61», а также по низкому напряжению (менее 14 В) на штекере «61» при средней частоте вращения ротора генератора.
Проверка регулятора напряжения. Работа регулятора заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения ротора и силы тока нагрузки генератора.
Проверка на автомобиле. Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15...20 В класса точности не ниже 1,0.
После 15 мин работы двигателя на средних частотах вращения при включенных фарах измеряют напряжение между клеммой «30» и корпусом генератора, которое должно находиться в пределах 13,6... 14,6 В.
В случае, если наблюдается систематическая недозарядка или перезарядка аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные выше пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.
Проверка снятого регулятора. Регулятор напряжения, снятый с генератора, проверяют по схеме, приведенной на рис. 8.9. Регулятор, встроенный в генератор, лучше проверять в сборе с щеткодержателем, так как при этом можно сразу обнаружить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора напряжения и щеткодержателя.
Между выводами «Ш» и «В» регулятора (или между щетками на генераторе) включают лампу (1...3 Вт, 12 В). К выводам «Б» и «В» и к корпусу регулятора присоединяют источник питания сначала напряжением 12 В, а затем 15...16 В. При исправном регуляторе в первом случае лампа должна гореть, а во втором - нет. Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не горит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв, или нет контакта между щетками и выводами напряжения.
Проверка конденсатора. Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения помех радиоприему. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с корпусом) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе.
Исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (на шкале 1...10 Ом). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться на нуль. Емкость конденсатора 2,2 мкФ+20 %.
Комментариев нет:
Отправить комментарий